Русский театр. Начало

Русский театр. Начало

17 октября 1672 года в селе Преображенском состоялся первый спектакль

Уже более полувека (с 1961 г) 27 марта ежегодно отмечается Всемирный день театра. Самое время поговорить об этом удивительном искусстве…

При царе Михаиле Фёдоровиче нет упоминаний о театральных представлениях.

Царь любил смотреть на кулачные бои, травлю, но сиживал иногда и в потешной палате, где хитрые искусники показывали разные штуковины: ходили на руках и по канату, кольцом изгибались и т.п.

Царь не был знаком с театром, но бояре, несомненно, уже видели развлечения подобного рода.

Ещё при царе Борисе Годунове (в 1602 г.) на святках в кремлевском дворце были театральные представления. Скоморохи играли «Шамана в Сибири», «Кота в сарафане» и «Михаила Ивановича». Последняя  пьеса была просто зрелищем, а не представлением: показывали хорошо обученного медведя, который делал всякие замысловатые проделки. В наступившее затем Смутное время было не до театра.

Но, вероятно, в памяти бояр остались театральные представления, и они вспомнили о них, когда наступило успокоение. Возможно, что у кого-то в хоромах происходили представления, и кто-нибудь из бояр особенно любил их. Одним из них, несомненно, был просвещённый боярин Матвеев.

Когда царь Алексей Михайлович повенчался с Натальей Кирилловной Нарышкиной (1671 г.), бояре задумали потешить государя  и государыню и сговорились разыграть перед царём в потешной палате представление, ими самими сочинённое из разных сказок с песнями и танцами.

(Первый мюзикл, ёшкин кот!)

Вслед за этим наступило увлечение театром при дворе. Понятно, что такие представления были куда интереснее однообразных святочных забав. Тишайший царь любил развлечься, молодая царица с радостью смотрела на новое зрелище. Увлекались им и молодые царевны, царские дочери, особенно Софья и Наталья Алексеевна. Увлечён был и царь.

Бояре сетовали: «Нет у нас настоящих комедийщиков. Неучены. Вот у немцев эта забава ладно слажена».

Царь послал в Курляндию полковника Стадена за настоящими актёрами. Но полковник не справился с поручением: вместо актёров привёз четырёх музыкантов.

Иоганн Готфрид Грегори

Иоганн Готфрид Грегори, первой руководитель Комедийной хоромины

В 1672 году царь обратился в Кукуй-город. На царский призыв откликнулся немецкий пастор Грегори:

— Могу, царь, тебя потешить комедийным действом!

По указу царя набрал Грегори в Москве из разных иноземных семей шестьдесят с лишком детей. Вместе с товарищем Рингубером стал  обучать их играть комедию про Эсфирь, переделанную на русский язык переводчиком посольского приказа Георгом Гюбнером.

Тем временем в селе Преображенском срочно строилась потешная хоромина. Голландец Пётр Инглис писал декорации; церковный органист Симон Чутовский и другой «игрец» Тимофей Гасенкрух, вместе с дворовыми музыкантами боярина Матвеева, составили оркестр.

Стройка заняла два летних поста и сентябрь, а 17 октября 1672 года царь с молодою царицей, царевнами и своими боярами смотрел первое представление «Артаксерксового действа».

Алексей Михайлович внимательно следил за всеми действующими лицами и ни на минуту не сошёл со своего места. Эсфирь, Артаксеркс, Аман, Мардохей все прошли перед царём, говоря вирши и развивая перед зрителями все моменты библейской истории.

Царь был умилён и всё время повторял: «дивно, дивно». Грегори и все участники были обласканы и награждены царём. Боярин Матвеев, бывший душой этой затем, стал ещё более близок к Алексею Михайловичу.

На святой неделе Грегори и другие актёры были «допущены к руке», — милость особая и исключительная.

Это развлечение очень понравилось царю, а ещё больше царице и царевнам. По желанию царя, декорации и все принадлежности перевозились из Преображенского в Кремль и обратно. Не проходило месяца без нового представления, и царь живо интересовался всем, что касалось театра.

В 1673 г. 20 мая государь переехал в Преображенское, и так велико было его увлечение театром, что он на время оставил охоту и проводил все вечера в комедийной хоромине.

В то лето давались новые пьесы: «Темир – Аксаково действо», т.е. Тамерлан, и «Баязет», и «О младшем Товии».

Царь не любил развлекаться один и хотел делить своё удовольствие со всем двором. Он требовал, чтобы все «бояре и окольничие, и думные бояре, и думные дьяки, и ближние люди, и стольники, и стряпчие, и постельничие, и всех чинов люди» являлись на такие представления. Свои приглашения он рассылал в форме приказа «быть с Москвы нарочно к великому государю в поход в село Преображенское», и все отправлялись на театральное зрелище.

Театр занял первое место среди царских развлечений. В 1672 году. В том же селе Преображенском, под руководством Грегори, а потом шляхтича Чижинского открывается школа театральной науки, в которой обучаются шестьдесят четыре школьника из мещанских детей.

Сохранились даже имена первых русских актёров из той школы: Василий Мешалкин, Николай и Родион Ивановы, Тимофей Максимов и Лука Степанов.

Известный проповедник и учёный богослов, Симеон Полоцкий, составлял пьесы.

Со смертью Алексея Михайловича набожный и больной царь Фёдор Алексеевич закрыл комедийную хоромину, но увлечение театром продолжалось. Представления давались боярскими людьми на потеху бояр, давались в терему на потеху царевнам, царским сёстрам. Милославские, Матвеев, Долгорукий, Шереметев из своей челяди составляли труппы и разыгрывали сказки «Баба-яга», «Тур», «Праздник Услады», с пением и плясками.

На третий день свадьбы юного Петра I с Евдокией Фёдоровной Лопухиной (в 1689 г.), бояре в селе Преображенском разыграли перед царём «Илью-Муромца богатыря и Соловья разбойника».

Потешалась театром и царевна Софья.

По материалам книги А.Е. Зарина «Царские развлечения и забавы за 300 лет»

 

© Елена Асташкевич, imho-live.ru

Вам понравилось? Поделитесь с друзьями!

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий