Вечный конфликт отцов и детей

Я тут посчитала: на своем веку мне пришлось, если и не воспитывать в прямом смысле слова, то, как минимум, принимать участие в процессе становления уже 5 поколений нашей семьи. Первым был мой брат (разница в возрасте 11 лет), с которым я не только нянькалась, как старшая с младшим, но и читала, водила в театры и музеи, осваивала игры со словами и даже рифмами. Потом дочь, сын, внук, теперь внучка.

Каждый из них — со своими убеждениями, своими ценностями, своим отношением к жизни, как и положено собственно в разных поколениях.

Почему при, казалось бы, равных условиях в одной семье вырастают разные люди? Не будем здесь о личности, и о звездах. В данном контексте я именно о поколениях.

Сейчас часто можно услышать, что современные молодые люди заражены вирусом потребления. Где духовность, патриотизм, романтика юности, наконец?

С одной стороны я не согласна с таким взглядом на молодежь, а с другой…

Откуда-то ведь появилась такая философия: «Ты не потребляешь, значит, ты лузер!»  И может быть, стоит посмотреть на недалекое прошлое, когда мы отдавали своим детям лучшее, иногда лишая себя необходимого. Поколение моих родителей говорило, а мое, предполагало, как само собой разумеющееся: «Мы воевали (страдали, пробивались), так хоть вы будете жить по-человечески», подразумевая, в том числе и материальные блага.

Так чем же мы недовольны? И что делать?

Наверное, прежде всего стоит осознать и принять то, что Жизнь всегда предлагает новые условия, и ставит соответствующие задачи. Но и забывать опыт прошлого тоже не стоит.

К концу раннего детства, поближе к школе, родителям надо искать такие способы общения, чтобы не оставлять свое чадо наедине с первыми переживаниями любви, стыда, совести. Здесь к месту будут и доверительные беседы, и собственные воспоминания (только обязательно честные), и даже литературные примеры. Даже если ваше чадо, выслушав вас, останется внешне равнодушным, ваши слова все равно оставят след.

Великий стыд просить

Эту историю рассказала некогда Анастасия Цветаева.

Севастополь. 1905 год. Может, кто-то уже готовит революционное восстание на флоте, но маленькая Ася беззаботно гуляет с отцом (между прочим, Иван Владимирович – член двух академий, профессор трех университетов, директор Румянцевского музея в Москве) по улицам солнечного города. За витриной книжного магазина дочка присмотрела книжечку «Загадочные картинки»: отыскивать в изгибах деревьев, очертаниях крыш и облаков всяких там «девочек» и «кучеров» – Асина страсть. Но вот беда: «Попросить папу купить? Невозможно! Никогда! Мы никогда не просим. Ведь просить – стыдно». В борении желания и стыда девочка едва не лишается чувств. Приходится сдаваться: «Папа, — говорю я, не помня себя от стыда, — там в окне книга… Маленькая!» За картинки заплатили всего-то 25 копеек. Но это Асино счастье, добытое посредством унизительной просьбы, женская часть семьи разделить не захотела: мама многозначительно промолчала, а старшая сестра Муся (в будущем поэт Марина Цветаева) сузила глаза «в невыразимом презрении».

Полстраницы из «Воспоминаний» Анастасии Цветаевой – на самом деле большая повесть об утерянных ценностях: о достоинстве русской интеллигенции, о самоуважении и самоограничении семьи, о личной ответственности каждого, почти невзирая на возраст, о равенстве старших и младших, о первом нравственном выборе детей.

Дети общества потребления

Когда малыш еще совсем несмышленыш, мы радуемся всем его достижениям. Хвалим его за то, что он хорошо покушал, поспал, погулял. Это нормально. Малыш учится жить, и практически все его действия сначала ПЕРВЫЕ, которые позже превращаются в  навыки, привычки. В числе разных полезных привычек ребенок приобретает твердое убеждение, что если он будет хорошо кушать, много спать и гулять, то родители (мы с вами) будут довольны его поведением, что собственно сулит хорошую жизнь.

Но вот малыш превращается в долговязого подростка и продолжает долго спать, хорошо кушать и много гулять. И какова же реакция? «Ты же просто в овощ превращаешься! Только и делаешь, что спишь, жрешь и шляешься!» Несколько утрировано, но, увы, не редко.

А как вы гуляли в детстве? Помните? Бегали веселыми ватагами, решали свои серьезные ребячьи проблемы, учились друг у друга новым играм и умениям. И все это без взрослого вмешательства, и уж тем более без надзора.

Сейчас на детской площадке можно наблюдать в два раза больше мам (бабушек, нянюшек), чем детишек. Конечно, это здорово, находиться под «маминым крылом». Только, увы, часто, мама и ребенок гуляют не вместе:

А когда ребенок становится постарше, и ему предлагают погулять уже без мамы, он оказывается совсем неприспособленным к свободной жизни. Он просто НЕ УМЕЕТ ИГРАТЬ. Я часто наблюдала стайки неприкаянных  ребятишек, которые не знают, чем себя занять. Вот и получается, куда ни кинь, всюду клин.

Но и  мы сами во многом виноваты, хотя все наши старания были продиктованы только добрыми помыслами. Это ни кому не в упрек, просто мысли вслух. Благими намерениями…

Да и современных детей я не хулю: они — другие. В чем-то лучше, в чем-то (на наш взгляд) хуже. Но ведь и мы учимся у них! Научиться слышать своего ребенка очень важно, тогда и он скорее УСЛЫШИТ вас…

© Елена Асташкевич, imho-live.ru

Вам понравилось? Поделитесь с друзьями!

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий